ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Психологи делят готовность к школе на: физическую готовность, социальную готовность, личностную готовность, волевую готовность, интеллектуальную готовность и мотивационную готовность.
Физическая готовность, подразумевает соматическое и нервно-психическое здоровье: наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечнососудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата, двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций; физическая и умственная работоспособность; наличие признаков детской нервности; болезненность.
Физическая подготовленность: это состояние здоровья; определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка; необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций; физическая и умственная работоспособность.
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
- Мотивационная или социальная готовность к школе.
Важная роль в подготовке ребенка к школе отводится его мотивационному развитию. Очень важен мотив, с которым ребенок пойдет в школу. Для успешного обучения необходимо, чтобы учебный мотив преобладал над игровым, а желание учиться было внутренней потребностью ребенка. Заставить учиться невозможно, если ребенок сам этого не захочет. Трудности в обучении у детей зачастую связаны, именно с нежеланием учиться, а не с недостатком умственных способностей.
Необходимым условием для формирования учебной мотивации является достаточное развитие произвольности и развитые навыки общения, на которые опирается обучение в первом классе.
Для начала – выясним мотивацию, прежде всего, родители должны знать, что у каждого первоклассника своя мотивация к учебе. У большинства детей мотивация внешняя: «Мне купят новый портфель, у меня будут друзья, я буду с ними общаться, играть», а не внутренняя: «Я буду хорошо учиться, и познавать что-то новое». И потому хотелось бы, чтобы в оставшееся до первого сентября время родители побеседовали со своими детьми и выяснили, чего ждет ребенок от школы, какие у него цели. Некоторые хотят встретиться со своим другом, некоторые хотят увидеть свою учительницу. В оставшиеся недели можно почитать книги школьной тематики, чтобы ребенку было легче влиться в учебную деятельность. В первом классе, начиная с первой четверти, у детей обычно бывает три урока. В школе для них абсолютно всё новое: и новый учитель, и новое помещение, и новые дети. И первый месяц для них самый стрессовый – они вступают в новую жизнь. Чтобы им было легче преодолеть этот стрессовый момент, уже в последние дни августа ребенка желательно приучать к определенному режиму, потихоньку подводя его к распорядку дня школьника.
- Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
- Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Достигается это в общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
- Волевая готовность заключается в формировании у детей не боязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, решать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребёнку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребёнком взаимоотношений дружеских, партнёрских.
В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
«Школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению - достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Советы родителям
- Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
- Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
- Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.
- Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
- Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
- Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.