Аттестация педагогических работников

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

Прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена, которое высылается учреждением образования почтой на адрес учреждения образования, в котором педагогический работник будет сдавать квалификационный экзамен.

При сдаче квалификационного экзамена в ГУО «Академия последипломного образования», направление высылается по адресу: 220040, г. Минск, ул. Некрасова, д. 20, каб. 206.

2. Опыт педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях (предоставляется на flesh-карте в первый день экзамена).

Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен.

https://drive.google.com/file/d/1-PjlCRgtxuyNXZu-hRDle_hHmoM1Duqm/view?usp=sharing 

3. Паспорт.

4. Свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации.

 

Квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории осуществляется в соответствии с программами по направлениям деятельности. 

       1. Воспитатель дошкольного образования. 

        https://drive.google.com/file/d/1QXXoI57J2c6iO9q_m1btbPgK9SCYHykE/view?usp=sharing 

       2. Педагог дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей и молодежи. 

       https://drive.google.com/file/d/1QqfSNjMqDTmrakKDrU7OErecrt32Pl-c/view?usp=sharing 

       3. Педагог-психолог учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования, социально-педагогических учреждений.

         https://drive.google.com/file/d/174WXy4SgzndxpFwOpBQ5flY1mweq834-/view?usp=sharing  

      4. Учитель-дефектолог учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования.

         https://drive.google.com/file/d/1czPbkeFOJlwI8X6PKwWJ8uYbP687YpcM/view?usp=sharing  

      5.  Музыкальный руководитель учреждений дошкольного образования, педагог дополнительного образования по художественному профилю (музыка).

       https://drive.google.com/file/d/1VFfPNyXw9_8YxwfTLabcrdJuzf-lC4fE/view?usp=sharing  

свернуть

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ

     Аттестация педагогических работников в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05.2017 № 46, от 08.05.2018 № 37, от 01.08.2022 № 216 (далее – Инструкция).

    Аттестация является ключевой процедурой оценки и развития профессионального уровня педагогических работников в системе образования и имеет два основных назначения: 1. Оценка уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (второй, первой, высшей, квалификационной категории «учитель-методист») на основе анализа их профессиональной деятельности. 2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.

    В соответствии с Инструкцией аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся. Аттестация – важный этап профессиональной деятельности, который обеспечивает повышение качества работы за счет осуществления педагогическим работником самооценки и получения внешней оценки деятельности (со стороны аттестационной комиссии).

    Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Реализация принципа коллегиальности обеспечивает минимизацию субъективизма и предвзятости при оценке уровня квалификации педагогического работника. Для обеспечения коллегиальности аттестационная комиссия формируется из числа педагогических 8 работников учреждения образования, не проходящих аттестацию в текущем учебном году, имеющих, как правило, первую, высшую квалификационные категории, квалификационную категорию «учительметодист», руководителя учреждения образования (или, по его решению, другого уполномоченного им лица) и представителя профсоюзного комитета. Реализация данного принципа предполагает открытость процедуры оценивания деятельности педагогического работника на соответствие квалификационной категории. Принцип системности подразумевает использование различных подходов к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации, изучение результатов деятельности за определенный период. Принцип целостности экспертных оценок обеспечивается всесторонним анализом результатов профессиональной деятельности и подготовкой аналитических материалов в процессе проведения аттестации педагогических работников. Составы групп для изучения педагогической деятельности формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, личной заинтересованности конкретного члена аттестационной комиссии при осуществлении всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовке соответствующих аналитических материалов.

    Аттестация педагогических работников проводится на присвоение либо (в отдельных случаях) подтверждение квалификационных категорий. По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий.

   По инициативе руководителя организации системы образования с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования), индивидульного предпринимателя может проводиться аттестация на подтверждение квалификационных категорий в отношении тех педагогических работников, которые снизили уровень своей работы и деятельность которых не соответствует установленным требованиям, либо педагогических работников, которые имеют перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. В этом случае аттестация на подтверждение квалификационных категорий является для педагогического работника обязательной.

свернуть

Нормативное правовое обеспечение

Аб зацвярджэннi Iнструкцыi аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарска-выкладчыцкага складу) : пастанова Мiнiстэрства адукацыi Рэсп. Беларусь, 22 жнiўня 2012, № 101 : ў рэд. пастановы Мiнiстэрства адукацыi Рэсп. Беларусь, 01 жнiўня 2022, № 216

Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 22 июля 2021 г., № 55

Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 29 июля 2020 г., № 69 : в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 24.02.2022 г. № 13

Комментарий к выпуску 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих

Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 № 69 : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 24 фев. 2022 г., № 13

Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» : постановление Министерства образования Респ. Беларусь 02 июня 2009 г., № 36 Об утверждении, введении в действие и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь 24 мар. 2022 г., № 54

Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 24 : постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 6 июля 2011 г., № 59

Об организации и проведении на территории Республики Беларусь фестивалей, конкурсов, форумов, праздников и пленэров, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 02 апр. 2015 г., № 263 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. — Минск, 2022.

Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских образовательных мероприятий с участием учащихся, получающих общее среднее образование, направления учащихся на международные образовательные мероприятия [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 3 окт. 2013 г., № 91 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Минск, 2022.

Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях : постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 19 янв. 2009 г., № 4

свернуть