Маршрут выходного дня для детей и их родителей.
Объект: Памятный знак, урочище «Жвировня»
Место нахождения объекта: г. Ивацевичи, ул. Черткова.
Рекомендуемый возраст: 5-6 лет.
Вид маршрута: пеший.
Совместные выходные – это лучшая возможность уделить время своей семье, своим детям. Маршруты выходного дня будут способствовать знакомству детей и самих родителей с историей своей малой Родины, с памятниками, достопримечательностями, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь и уважение к героям и защитникам.
Маршрут начинается с остановочного пункта «Вокзал» г. Ивацевичи.
Этот маршрут особенный. Он не развлекательный. Он – патриотический.
Проведите с ребенком предварительную беседу. Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о В.О. войне. Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года началась В.О. война. На нашу землю напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города, сломала бесчисленное количество судеб.
Поинтересуйтесь у ребенка: «Что и где ты слышал о войне? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Советские воины отстояли мир и завоевали свободу для своей страны, для нас с вами. Об этом никогда нельзя забывать, сколько бы времени не прошло.
Идем по ул. Комсомольской и выходим на площадь Ленина
Объект №1. Памятный знак птице «Бородатая неясыть».
На площади Ленина у здания райисполкома (районный исполнительный комитет и районный совет депутатов, это здание одно из самых главных административных зданий в нашем городе и районе). 24 августа 2019г. в день празднования 500-летия города был открыт памятный знак птице, которая в 2017г. была выбрана символом района – бородатой неясыти. Композиция высотой 1.8 метра. Птица, сидящая на пне вместе с тремя птенцами. Изготовлена из бронзы. Автор – брестский скульптор Павел Герасименко.
В 1981г. бородатая неясыть занесена в Красную книгу Беларуси.
Викторина «Птицы нашего края»
1.Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова).
2.Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла).
3.Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка).
4.Какая птица наших мест может прожить сто лет?
Если есть возможность, можно погулять по площади. Подойти к фонтану. Наш фонтан находится в центре города, в праздники его обязательно включают и детвора спешит подойти поближе.
Можно рассмотреть изогнутые ветки деревьев или трещины на асфальте. Поиграть в подвижные игры: «К дереву подбеги». Игровое правило: «Раз, два, три, к дереву - беги!» Поиск нужного дерева. «Кто быстрее добежит до дерева и вернется». Игровое правило: дети собираются около взрослого, по его сигналу все бегут до указанного дерева (ивы, березы, ёлки) и обратно. Выиграл тот, кто первый вернулся.
Объект №2. «Перекресток»
Прочитайте ребёнку стихотворение:
Если ты гуляешь просто, все равно вперёд гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи.
Перекрёсток – это место пересечения дорог. Это регулируемый перекрёсток. Помогает нам перейти дорогу светофор.
Спросите у ребёнка:
Какие сигналы у светофора? О чём они говорят?
Загадайте загадку:
А на улице у нас, здесь у перекрёстка,
Точно зебра в самый раз – переход в полоску.
Спросите у ребёнка:
Зачем нужен пешеходный переход? Как узнать пешеходный переход? Кто является пешеходом?
Переходим дорогу и идем по улице Черткова. По дороге можно поиграть в игру «Считаем всё!» (Взрослый и ребёнок договариваются считать все предметы определенной категории, которые будут встречаться по дороге. Например, легковые машины красного цвета или всех детей, идущих навстречу).
Или игру «Что на что похоже?» (Ребенку предлагается подобрать слова-сравнения: автобус похож на что?, дом похож на что?, столб похож на что?)
Объект №3. Средняя школа №4 г.Ивацевичи.
Предложите ребенку поиграть в игру «В детском саду, а в школе?» (Чем отличается школа от детского сада).
В детском саду воспитательница, а в школе? (учительница)
В детском саду вас называют детьми, а в школе? (ученики)
В детском саду стоят столы, а в школе? (парты)
В детском саду занятия, а в школе? (уроки)
Объект №4. Детская районная поликлиника.
Загадайте ребенку загадку:
Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?
Задайте вопросы: когда мы с тобой были в последний раз в поликлинике? Что у нас спросил врач? Зачем люди приходят в поликлинику? Как надо вести себя в поликлинике?
Вспомни, какие сказки мы читали, где был доктор? («Айболит», «Телефон» К. Чуковского).
Объект №5.Следующей точкой нашего маршрута будет памятный знак, урочище «Жвировня».
Этот мемориальный знак установлен на месте, где в годы В.О. войны ( 11 августа 1942 года ) фашистами были расстреляны свыше тысячи мирных жителей ( в основном евреев ).
Расскажите ребенку о памятнике.
Перед войной еврейское население Ивацевичей значительно пополнилось беженцами из районов Польши, захваченных немцами в сентябре 1939 года, и к началу оккупации составляло около 300 человек. Ивацевичи были захвачены немецкими захватчиками 24 июня 1941 года. Евреям сразу же приказали нашить на одежду (на спину и на грудь) крупные матерчатые метки в виде жёлтых кругов. А в феврале 1942 года, в сильный мороз и снежный буран, евреев из Ивацевичского гетто пешком погнали через лес в Коссово – 20 км от Ивацевичей. Всех, кто оказался не в силах встать в строй, убили на месте. Люди падали от изнеможения, получали обморожения рук и ног, но в Коссовском гетто их разместить не смогли. Через два дня евреев погнали обратно. В марте 1942 года были расстреляны 620 ивацевичских евреев.
Война, это, наверно, самое страшное слово. В.О. война 1941-1945гг. была выиграна великой ценой. Цена – это жизни смелых солдат, ветеранов, наших защитников.
Примерное задание после завершения прогулки:
Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребенка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.
Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось. Поиграйте в игру «Где я был и что я видел». (Взрослый называет какой-то объект, а ребенок должен рассказать о нем).
Рекомендуемый список книг о войне для детей дошкольного возраста:
Воронкова Л. «Девочка из города». (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом).
Кассиль Л. «Улица младшего сына». (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана – героя В.О.В.).
Осеева В.А. «Васёк Трубачев и его товарищи». (Произведение о судьбе мальчика и его друзьях, чьё мирное детство оборвала война).
Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова». (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со своей семьёй от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника).