Образовательный процесс

Занятие по образовательной области  «Ребёнок и природа»

 

«Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем»

Занятие по образовательной области  «Ребёнок и природа»

для детей первой младшей группы

      Программные задачи: продолжать формировать первичные представления о воде: прозрачная, мокрая, течет, льется, высыхает на солнышке; развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, желание узнавать новое; совершенствовать развитие мелкой моторики рук; воспитывать аккуратность, умение поддерживать порядок  на рабочем месте,   пользоваться оборудованием, игрушками; проявлять вежливое отношение друг к дружке.

       Материал и оборудование: тазик с водой, игрушки, губки-мочалки, тряпочки, стаканчики на каждого ребёнка, лейка

Ход занятий

   Воспитатель (В.). Ребята посмотрите, солнышко уже проснулось! Нарисуем большой круг (дети вместе с воспитателем рисуют большой круг рукой в воздухе). И много лучиков вокруг (рисуем в воздухе лучики). Это солнышко сияет (улыбаемся). Всё собою озаряет! Прекрасное солнышко! Молодцы! Давайте звонко-звонко похлопаем в ладоши и улыбнёмся. Солнышко проснулось, и детки проснулись, сладко потянулись (Упражнение «Потягушечки-потягушечки, на деткины растушечки»).

Покажите, какими большими вы выросли (дети поднимаются на носочки).

А теперь покажите, какими маленькими вы были (дети приседают). А сейчас садитесь на стульчики.

(В.). Посмотрите ребята, что это у нас стоит на столе? (Тазик).

(В.). А что в тазике? (Водичка).

(В.). Ребята, к нам в гости пришла вода, вот она.  Вода – волшебница у нас.

Ребята, как капает водичка? (кап, кап, кап). Откуда мы берем воду? (из крана). Какая вода бежит из крана? (холодная и горячая). Какой водой лучше мыть руки? (теплой). Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую). Дети определяют воду в тазу. (Вода тёплая).

(В.). Давайте поздороваемся с водичкой в тазу.

Сначала здороваются пальчики: (прикасаемся по очереди каждым пальчиком к воде сначала одной рукой, потом второй, потом пальцами обеих рук одновременно.). Ребята водичка не мешает вам видеть игрушки, которые лежат на донышке таза? (нет). (Вывод: вода прозрачная).

(В.). Расскажите мне, какая водичка? (тёплая, прозрачная).

Давайте выловим игрушки из водички и посмотрим, какие они будут. (Мокрые, водичка с них капает).

(В.). Посмотрите, как льется вода. (Зачерпывает воду ладонями, выливает ее обратно в таз. Дети повторяют действия и слова воспитателя. Если опустить руки в воду, а потом поднять, то вода будет стекать с ваших пальцев: кап-кап-кап. Дети опускают руки воду и медленно поднимают их, наблюдая за каплями. На что это похоже? (На дождик.)

(В.). Сделайте, пожалуйста, из своих кулачков стаканчики. Я налью в ваши стаканчики водичку из лейки, а вы понаблюдайте, что будет делать вода? (Утекает, выливается).

(В.). Разожмите кулачки, что сделала водичка с вашими ладошками? (Намочила).

(В.). Давайте оставим следы ваших мокрых ладошек на доске. Вам видны отпечатки ладошек на доске? Почему? (Ладошки мокрые). Видите, водичка может рисовать — оставляет мокрые следы. 

Сейчас мы с вами немного отдохнем и превратимся в рыбок.

Пальчиковая гимнастика  «Рыбки»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка).

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать (медленно сближают ладони).

Рыбка спинку изогнула (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

 (В.). Водичка любит переливаться, путешествовать. Давайте ей поможем в этом. Согласны? Посмотрите, у нас есть 2 таза: один — с водой, а другой — пустой. Поможем водичке перебраться из одного таза в другой не совсем обычным способом. (Раздаю детям губки). Возьмите эти губки — мочалки в руки, потрогайте их, расскажите, какие они. (Мягкие, сухие). Опустите губки в тазик с водой, понаблюдайте, что с ними происходит? Возьмите свою губку — мочалку в руки, аккуратно перенесите в другой таз — пустой и сожмите ее. Что случилось? (Вода впиталась в губку и выливается из нее, если губку сжать).

Дети, играя, переносят воду из одного таза в другой.

(В.). Ну вот, наша водичка благополучно переселилась в пустой таз. Давайте хорошо отожмем свои губки и уберем все капельки и лужицы со стола тряпочками, приведем все в порядок. Какими стали тряпочки?  (Мокрыми. Ткань впитала воду.) Летом и осенью часто бывает дождь, который делает мокрым всё вокруг. Как вы думаете, ребята, куда исчезает вода с мокрых крыш и дорожек после дождя? Может быть, их кто-то вытирает тряпочками? (Нет. Это солнышко!)

(В.). Да! Ведь на солнце вода имеет свойство испаряться. Поэтому наши дорожки, крыши и листва на деревьях снова становятся сухими.

(В.). Мы совсем забыли о нашем рисунке, я его на доске почему-то не вижу. А вы? Куда делся наш рисунок из мокрых ладошек? (Он высох)

(Вывод: водичка может высыхать, значит — испаряться.)

(В.). Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового о воде, о том, что вода прозрачная, мокрая, течёт, капает, впитывается в ткань и может испаряться. Не забывайте о том, что вода очень важна для нас, и поэтому её нужно беречь!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Жукович, И.М., Козлов О.А. Экология и безопасность. / И.М. Жукович, О.А. Козлов. – Брест: РИА “Вечерний Брест”, 2010 – 100 стр.:ил.
  2. Стреха, Е.А. Малыши в мире природы (Серия «Мир детства»): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, – 27 с.
  3. Стреха, Е.А. Познаём мир природы (Серия «Мир детства»): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 20 с.
  4. Учебная программа дошкольного образования Минск: Национальный институт образования, 2019.479с.ч

     Занятие составила Слесарчик О.П., воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории.

свернуть